История

В 1937 году при заводе № 230 было создано опытное конструкторское бюро по авиационному приборостроению ОКБ-230, которое впоследствии было переименовано в ОКБ-2. После перебазирования из г. Раменское Московской области в Москву в 1947 году ОКБ-2 получило название ОКБ-12. В этом же году коллектив бюро по инициативе академика И. В. Курчатова приступил к созданию системы регулирования и защиты атомных реакторов. Через год эта задача была выполнена: система регулирования и защиты промышленного атомного реактора была разработана, смонтирована и отлажена. В 1964 году на базе ОКБ-12 был создан НИИ-25, переименнованный в 1967 году в НИИ Приборостроения.

Главным конструктором с 1947 по 1992 год был Алексей Сергеевич Абрамов. За выдающиеся заслуги перед Отечеством Алексей Сергеевич Абрамов был удостоен звания Героя Социалистического труда, стал лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР.

Алексей Сергеевич Абрамов

В 1950-1960 годах коллектив предприятия выполнил важные правительственные задачи, создав автоматическое оборудование для:

  • первого атомного ледокола "Ленин";
  • первых атомных подводных лодок;
  • первого искусственного спутника Земли.

  

С 1963 года ОКБ-12 по заданию Минобороны разрабатывает и изготавливает электронные системы управления расходом компонентов топлива на борту боевых ракет. Одной из наиболее сложных задач явилось создание датчиков, обеспечивающих высокую точность измерения в агрессивных жидкостных средах ракетного топлива. Максимальный срок работы таких изделий составлял 5 лет. Cпециалисты ОКБ-12 сумели сделать их настолько надежными, что уже 40 лет эта электроника успешно эксплуатируется в боевых ракетных комплексах, созданных под руководством академиков М. К. Янгеля и В. Н. Челомея. Аналогичные системы были изготовлены и для ракет С. П. Королева, с помощью которых осуществлены запуск первого искусственного спутника Земли и корабля Ю. Гагарина.

В 1970-1980 годах коллектив выполняет большой объем работ по созданию электронных систем управления авиационными двигателями (ЭСУД). ЭСУД для первого широкофюзеляжного аэробуса ИЛ-86, позднее запущенных в серийное производство, и поныне производит Саратовское приборостроительное объединение. Для стратегического бомбардировщика ТУ-160 были разработаны и изготовлены система управления двигателем и расходом топлива, центровкой, а также сервисная система, от которой в кризисных ситуациях экипаж может получить подсказку о наиболее оптимальных действиях.

В беспилотном космическом корабле «Буран» специалистами НИИ были выполнены работы по контролю и управлению всей гидравликой, а также обеспечение надежности выпуска шасси при посадке. Для испытаний «Бурана» изготовили специальный транспортный самолет, при помощи которого отрабатывались все программы, обеспечивающие подъем, полет и посадку.

В 1975 году была начата разработка системы управления электропитанием для спутников космической разведки «Алмаз-1» и «Алмаз-2», позволяющая рационально использовать солнечные батареи и аккумуляторы.

В 1992 году НИИ был переименован в Московское опытно-контрукторское бюро «Система», позже преобразованное в акционерное общество открытого типа АО «АВЭКС» с контрольным пакетом акций, находящимся в настоящее время в собственности Концерна «Радиоэлектронные технологии».

Участвуя в выполнении госзаказов в интересах науки и народного хозяйства, предприятие выполнило ряд НИОКР. В частности, по разработке и изготовлению аппаратуры регулирования и контроля (АРК) и аппаратуры питания и управления (АПУ) для космических аппаратов «Ямал-100», «Ямал-200», «E-Star» (заказчик РКК «Энергия»). Предприятием также разработана конструкторская документация и изготовлена АРК для космического аппарата «БелКа» (заказчик РКК «Энергия»), АРК и АПУ для КА «Монитор-Э», «KazSat-1», «KazSat-2», «Экспресс МД1», «Экспресс-МД2» (заказчик - ФГУП ГКНПЦ им. М. В. Хруничева), «Кондор», «Кондор-Э» (заказчик - АО ВПК «НПО машиностроение»).

Завершается разработка опытного образца АРК для изделия 14Ф01 (заказчик - АО ВПК «НПО машиностроение»).

АО «АВЭКС» активно участвует в реализации Федеральной космической программы НИР «Двигатель» и ОКР «Исток» (заказчик – ГНЦ ФГУП «Исследовательский Центр им М. В. Келдыша»).

В соответствии с федеральной программой по созданию транспортного энергетического модуля на основе ЯЭУ мегаваттного класса начата разработка АРК и АПУ (заказчик – ГНЦ ФГУП «Исследовательский Центр им М. В. Келдыша»). Кроме того, разрабатывается АРК для КА нового поколения «Метеор-М» №3 (заказчик АО «Корпорация «ВНИИЭМ»).

В целях дальнейшего развития АО «АВЭКС» в 2011 году заключены договоры на разработку АРК систем электроснабжения для космических аппаратов «Луна-1», «Луна-2» с ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина».

В 2013 году заключен договор с ФГУП «ГНПКРЦ «ЦСКБ-Прогресс»» на создание АРК для КА «Обзор-Р».

Отличительной особенностью разрабатываемой и изготавливаемой АО «АВЭКС» аппаратуры является её работоспособность вне гермоотсека КА.

АО «АВЭКС» сотрудничает с ВМФ. Для последнего поколения подводных лодок «Ясень» и «Борей» в 2006 году созданы и испытаны системы комплексного электропривода компрессорной станциии с повышенными требованиями к вибро-шумовым характеристикам.

АО «АВЭКС» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 1226-р включено в перечень стратегических предприятий и находится в Сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса (пункт 37 Приказ Минпромторга России от 23.09.2008 г. № 174).

АО «АВЭКС» имеет следующие основные документы на проектирование и изготовление изделий по тематике предприятия:

  • Лицензия Роскосмоса на осуществление космической деятельности;
  • Лицензия Управления ФСБ России по г. Москве и Московской области на осуществление работ, связанных с использованием работ, составляющих государственную тайну;
  • Сертификат соответствия органа по сертификации систем качества;
  • Лицензия Федеральной службы по оборонному заказу на разработку вооружения и военной техники;
  • Лицензия Федеральной службы по оборонному заказу на производство вооружения и военной техники;
  • Лицензия Федеральной службы по оборонному заказу на ремонт вооружения и военной техники.

В 2013 году Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2013 г. N 254-р г. Москва "О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2012 года в области науки и техники" Мищенко Владиславу Алексеевичу, доктору технических наук посмертно присуждена премия за создание и освоение промышленного производства малошумных низковибрационных компрессорных станций и специального компрессорного оборудования широкого спектра применения.

В 2015 году СЭС АО «АВЭКС» безотказно работают на космических аппаратах Кондор-Э, Е-стар, БИОН –М.

В настоящее время АО «АВЭКС» создаёт аппаратуру для программ: EgyptSat, AngoSat, Транспортно-энергетический модуль ТЭМ, Перспектива РЛ-2, Луна Глоб, Луна Ресурс, эксперимент для МКС «Капля», ИДУ-С (система питания и управления для ионного двигателя с высокочастотным генератором для экспериментов на МКС), Кондор ФК. Планируется начало работ для программ по освоению дальнего космоса (Венера, Марс, Солнце -«Интергелиозонд»).

В ходе работы над программой AngoSat впервые была сделана современная 100-вольтовая система, было установлено 2 преобразователя для вторичных систем по 28 и 50 В. При создании АПУ было достигнуто снижение массы габаритных характеристик (32 кг на 4 двигателя при 2 работающих одновременно).

Все изделия проходят контрольные испытания на специальных технологических стендах, созданных в АО «АВЭКС».

Конструкторские подразделения оснащены современной компьютерной техникой, позволяющей выполнять конструкторские разработки в режиме автоматизированного проектирования.

АО «АВЭКС» располагает необходимым технологическим оборудованием, опытными, квалифицированными кадрами, достаточными производственными площадями, позволяющими выпускать в требуемом заказчику количестве аппаратуру регулирования контроля энергообеспечения авиационной и космической техники с обеспечением необходимого качества.